Расценки на монтажные работы низковольтного освещения участка
|
Предоставляем услуги по монтажу ландшафтного освещение от проектирования до установки.
Условно все проекты освещение участка можно разделить на несколько групп.
* Освещение памятников архитектуры, городских парков, рекреационных зон,
* набережных и т. д. (public lighting).
* Освещение территорий коммерческих предприятий (банки, офисные центры, рестораны, магазины и т. д.) (commercial lighting).
* Освещение частного жилья и прилегающих территорий в городе (дворы, детские площадки, скверы и т. д.) и за городом (загородные усадьбы) Особое внимание уделяем освещению детского сада (residential lighting).
Ниже рассмотрены проекты класса residential lighting. Сделана попытка обобщения двухлетнего опыта работы на российском рынке, а также доступных источников информации по этой теме.
Особенности проектов residential lighting
Несмотря на то, что освещение загородных усадеб выполняет те же функции, как и другие осветительные установки (ОУ) освещения, этот класс ОУ обладает рядом отличительных особенностей.
Безопасность. Соображения безопасности освещения для систем данного класса ОУ имеют два взаимосвязанных аспекта.
Во-первых, обеспечение достаточного уровня освещенности для передвижения по участку и других видов деятельности (отдых на патио и в беседке, спортивные игры, игры детей на площадке и т.д.). Так как деятельность людей на частной территории не является регламентированной, не существует соответствующих норм, то в каждом конкретном случае задачей проектировщика является определение необходимого уровня освещенности.
Во-вторых, обеспечение необходимого уровня освещенности для предупреждения нежелательного проникновения злоумышленников. Если предусмотрены технические средства обеспечения безопасности территории, к системе наружного освещения могут предъявляться дополнительные требования (например, выделение в отдельный контур периметрального охранного освещения, обеспечение достаточной освещенности для видеонаблюдения и т.д.).
Визуальная экология и эстетика. Ландшафт является "продолжением" интерьера, составной частью среды обитания человека, которая может существенно повысить качество жизни, поэтому формирование комфортной визуальной среды в ночное время исключительно важно. При этом следует обращать внимание на психологические особенности восприятия света человеком. Например, как правило, человек чувствует себя в большей безопасности, находясь в относительно темном месте, в то время, как границы участка хорошо освещены. Применяя некоторые несложные приемы, можно визуально расширить этот участок и т.д. Наиболее сложной и интересной задачей является создание определенного настроения. При этом "рука об руку" с визуальной экологией идет эстетика. "Красиво" и "приятно" - почти синонимы, поэтому эти функции рассматриваем вместе. При этом мы ориентируемся не на "среднестатистического" посетителя городского сада, а на вполне конкретного владельца собственности.
Вовлеченность заказчика. Тесная работа с заказчиком - особенность работы дизайнера систем освещение участка, и от того насколько налажена эта работа, в большой степени зависит успех проекта. Особенно важен контакт с заказчиком на начальных стадиях проектирования: сбор информации, анализ требований, презентация концепции освещения.
Масштаб и детальность. Установки ландшафтного освещения класса residential, как правило охватывают небольшие территории 0,1 - 10 Га, но по насыщенности оборудованием часто значительно превосходят другие установки ландшафтного освещения. Причина - для данного типа проектов характерна значительно большая детальность, что обусловливается как меньшими размерами объектов частного ландшафта, так и четкой персонификацией заказчика. Скажем, там где в городе применяются прожекторы с металлогалогенными лампами или с галогенными лампами PAR38, PAR56, в частном ландшафте мы применяем галогенные лампы MR-11, MR-16, светодиоды и оптоволоконные системы. Взамен "широких мазков" получаем более тщательную "прорисовку".
Основы дизайна. Вне зависимости от того, создается ли система освещения для уже существующего ландшафта или проектируется как "второе лицо" вновь разрабатываемого, освещения дачного участка по своей сути представляет организацию пространства. Базовые инструменты, "кирпичики" - возможность придания определенных яркостей элементам ландшафта. Целью дизайнера является построение "альтернативного" взгляда на ландшафт, вызывающего у наблюдателя эмоциональный отклик. Основное средство - правила композиции, позволяющие комбинировать, выбирать из огромного числа потенциально возможных вариантов приемлемые как с эстетической, так и с практической точки зрения.
Как правило, наблюдателя интересуют далеко не все виды, открывающиеся на участке. Первый шаг построения световой сцены - отбор значимых перспектив, таких как, например, вид из окна, прогулка по дорожке, вид со стороны подъездной дороги, из беседки, с набережной. Определив основные виды, можно заняться построением каждого из них. Здесь пригодится знание композиционных приемов, которые сходны для изобразительного искусства, фотографии и архитектуры. Систематическое изложение основ световой композиции применительно к ландшафтному освещению приведено в [1]. Согласно этому источнику, элементами композиции являются глубина сцены, главные фокальные точки, вспомогательные фокальные точки, переходные элементы, баланс, симметрия, ритм и согласованность.
Очень важным аспектом является восприятие ландшафта как продолжения интерьера. Точный выбор освещенности внутри и снаружи дома позволяет создать иллюзию "растворения" окон и стен, особенно при большой площади остекления.
Освещение участка. Имеет два аспекта: во-первых, позволяет придать им яркости, необходимые для формирования световой сцены ("макро"), а также выявить форму, цвет и детали самого объекта ("микро"). Ниже перечислены основные приемы освещения сада для разных элементов ландшафта.
Освещение аллей, дорожек и тропинок. Традиционно применяемый метод - освещение с помощью высоких венчающих светильников ретро- или современного дизайна. Как правило, при этом создается недопустимый слепящий эффект, даже в случае применения матовых рассеивателей и преломлятелей. В наименьшей степени слепящий эффект свойственен осветительным приборам(ОП), построенным по принципу отраженного света. Как правило, такой метод не позволяет выделить дорожку, так как происходит заполнение света довольно большой территории.
Больший акцент на дорожках можно создать, освещая их консольными светильниками с косинусной КСС, высотой 0,2- 1,2 м. Допустима неравномерность освещения дорожек до 1:3-1:5.
Один из важных приемов - освещение дорожек сверху с построек, деревьев и т.д.
Очень популярно освещение с подпорных стенок.
Кроме традиционного освещения, применяется "маркировочное" освещение дорожек с помощью встроенных светильников различных типов, а также такие "экзотические" виды подсветки, как оптоволоконное "опрокинутое звездное небо", "оконтуривание" оптоволоконными световодами бокового свечения и др.
Освещение растительности. Для создания максимального эффекта от освещения растительности дачного участка, необходимо четко понимать некоторые значимые свойства растений. Прежде всего, это текстурные свойства ствола, ветвления, форма листьев, сезонные цвет, густота/прозрачность кроны, форма и цвет цветения, скорость роста растений. В зависимости от этих свойств необходимо выбирать прием освещения.
Если дерево имеет густую непрозрачную крону, ОП должны быть установлены на некотором удалении от него, чтобы обеспечить заливающее освещение дачного участка кроны снаружи. В случае прозрачной кроны, ОП могут быть установлены в непосредственной близости и направлены внутрь кроны, обеспечивая свечение листьев. Высокие деревья пирамидальной формы (ели, кипарисы) освещаются прожекторами с концентрирующей оптикой с расстояния 5-10 м. Для освещения пальм также хорошо использовать точечные приборы - "споты", при этом один из прожекторов подчеркивает текстуру ствола, а другие выявляют крону. При освещении деревьев с густыми кронами округлой формы (например, магнолии) можно вынести ОП на достаточное расстояние от дерева. При этом, если требуется обеспечить вид с разных сторон, направление нацеливания ОП не должно отличаться более чем на 35 градусов от вертикали для исключения слепящего эффекта; в случаях, когда это не требуется, направление световых пучков ОП может располагаться "горизонтальнее". Ограничения на угол нацеливания снимаются, если использовать кустарники и небольшие деревья для "экранирования" ОП, однако при этом нельзя допускать появления на их листве ярких пятен (hot spots). Такие пятна могут вызвать проблемы с обслуживанием, особенно в наших молодых садах; в этом случае может потребоваться перенацеливание или даже перестановка ОП. Хорошим решением может быть применение ОП с регулировкой по высоте. Иногда не удается выделить всю крону такого дерева (некоторые средиземноморские хвойные), при этом альтернативой в некоторых случаях может быть освещение нижней части кроны.
Лиственные деревья средней полосы, например, дубы, иногда имеют раскидистую крону очень больших размеров. Для выявления такой кроны иногда приходится использовать до 10-15 ОП .
Рост деревьев в саду представляет серьезную проблему для системы освещения дачного участка и является причиной сезонного обслуживания. Кроме чистки, перенацеливания, перестановки ОП иногда может понадобиться удаление растений, мешающих работе системы освещения. При монтаже системы должен быть предусмотрен запас питающего кабеля для упрощения возможной перестановки ОП. В этой связи применение встраиваемых фунтовых ОП (аплайтов) более целесообразно для зрелого сада. В молодых садах практичнее применение низковольтных систем освещения с ОП на штырях (stake-mounted), которые легче переносить (питающий кабель располагается ближе к земле).
ОП для освещения растительности дачного участка, обязательно должны комплектоваться блендами, экранами, которые могут быть изготовлены самостоятельно.
В большинстве случаев при освещении деревьев применяется подсветка снизу по очевидной причине простоты размещения ОП , однако подсветка сверху может дать более интересные результаты. Верхний свет обеспечивает более естественное освещение - растительность выглядит как днем, тогда как при нижней подсветке свет и тень как бы меняются местами. Освещение сверху дает меньший общий контраст, так как освещается горизонтальная поверхность земли, большая по площади, что в итоге приводит к большей согласованности и улучшению эмоционального впечатления. Кроме того, при освещении сверху наблюдатель намного лучше различает детали и сезонные цвета растительности. Основная проблема при освещении сверху - отсутствие "базы" для установки ОП. Кроме построек, эту функцию могут выполнять сами деревья. Размещение ОП на стволах и ветвях высоких деревьев (очень популярное в США,) позволяет комбинировать приемы освещения, давая дополнительную степень свободы дизайнеру.
Расстояние между прибором и объектом определяет, насколько рельефно будет подчеркнута текстура, при этом максимальный эффект дает наибольшее приближение (скользящий свет). Этот прием очень эффектен при освещении живых изгородей из кустарников.
Интересен эффект создания теней растений на светлом фоне. Аналогичный эффект, "лунный свет" - создание теней от листвы на земле, при этом, как правило используются ИС, близкие к свету луны по спектру, например, ртутные лампы.
Освещение воды в ландшафте. Благодаря замечательным оптическим свойствам воды, ее освещение в ландшафте (водопады, ручьи, фонтаны, бассейны, пруды) может создавать удивительные по красоте эффекты. При организации световой сцены замечательной находкой может быть простое использования отражения наблюдаемой картины в водной глади водоема. А для движущейся и аэрированной воды может быть использована подсветка изнутри. При работе с водой очень удобно использовать гибкие волоконные световоды, обеспечивающие наивысший уровень безопасности благодаря полному отсутствию контакта токоведущих частей с водой.
Освещение сада. Скульптуры обычно являются главными фокальными точками и поэтому должны иметь большую яркость, чем окружающие их объекты, хотя из этого правила, конечно, бывают исключения. При освещении скульптур необходимо тщательно учитывать их форму, геометрические размеры и отражающую способность материала для правильного выбора ОП и мощности ИС. Следует помнить, что при освещении скульптуры со всех сторон она может казаться плоской. С другой стороны, подчеркнув те или иные детали, можно с помощью освещения дать возможность наблюдателю интерпретировать авторский замысел скульптор. Например, выделение некоторых линий может создать или усилить эффект движения (рис. 8), свет и тень может изменить форму, подчеркнуть детали и т. д.
Что касается вспомогательных построек, беседок, навесов и других элементов "хардскейпа", задачей дизайнера является оценка их возможного вклада в световую композицию и принятие на этой основе решения об освещении того или иного объекта.
Интересно проектирование малых архитектурных форм с учетом встроенного освещения, особенно если они включают светопрозрачные элементы. Светодиоды и оптоволокно позволяют создавать сверх-миниатюрную подсветку, что открывает в этой области новые горизонты.
Особенности фасадной подсветки загородных домов. Анализируя опыт последних 2-3 лет, можно сделать вывод о том, что архитектурное освещение частных особняков вошло в моду в наиболее престижных районах Подмосковья . Для объектов residential характерны низкие уровни фоновой засветки, поэтому яркость фасадов может быть небольшой. Наиболее перспективными ИС для архитектурного освещения фасадов частных домов следует признать светодиоды, прежде всего, благодаря их замечательным эксплуатационным характеристикам.
Цветное и цвето динамическое освещение: "За" и "против". Применение светофильтров, цветных ламп, светодиодов и оптоволокна легко позволяет сделать свет цветным, что дает возможность создания разнообразных эффектов. Цветное освещение в ряде случаев может быть рекомендовано, в ряде других - противопоказано. Например, вне всякого сомнения, оно целесообразно при подсветке воды изнутри. То же справедливо для праздничного, например, новогоднего освещения. В дозированном виде цвет может появляться на фасадах. Что касается растительности, здесь ситуация неоднозначная. Например, в городских парках, где ландшафт, как правило, довольно однообразен, применение цветной подсветки оправдано и позволяет оживить ночную "тоску". Например, с помощью "искусственной зелени" цветных металлогалогенных ламп. Для частной усадьбы же характерно естественное разнообразие сезонных цветов растений, поэтому вместо цветной (фактически, "одноцветной") подсветки растительности разумнее применять ИС с хорошей цветопередачей - галогенные, современные металлогалогенные и компактные люминесцентные лампы. С другой стороны, в зимнее время, когда растительная цветовая стихия сходит на "нет", применение цветной подсветки оправдано, особенно если принять во внимание рождественские и новогодние праздники.
Источники света. Три группы ИС, доминирующие в ОУ класса residential -- галогенные, металлогалогенные и компактные люминесцентные лампы.
Главное достоинство галогенных ламп - отличная цветопередача.
Долгое время самым распространенным инструментом ландшафтного освещения были зеркальные галогенные лампы прожекторного типа PAR: PAR20, PAR30, PAR36, PAR38, PAR46, PAR56 и PAR64. Достоинства этих ИС - широкий диапазон кривых силы света (углы пучков от 3 до 40 градусов) и мощностей. В настоящее время эти лампы заменяются более миниатюрными низковольтными лампами типа MR. Применение ламп MR-11 позволяет существенно уменьшить размер и заметность ОП.
Следует иметь в виду, что при освещении растительности галогенными ИС с низкой цветовой температурой трава и листва может выглядеть желтоватой, особенно при применении на той же территории ИС других типов. В настоящее время многие производители ИС выпускают галогенные лампы с цветовой температурой 4000-4100 К, придающие зелени изумрудный оттенок.
Основной недостаток галогенных ламп - относительно короткий срок службы. Увеличить срок службы можно, применяя питание ламп пониженным напряжением, однако следует помнить, что при этом спектр "теплеет", что накладывает определенные ограничения.
Металлогалогенные лампы могут применяться для заливающего освещения больших территорий, освещения фасадов построек, крон высоких деревьев, подводной подсветки, а также в проекторах оптоволоконных систем освещения.
Несмотря на определенные опасения, связанные с падением эффективности при низких температурах, компактные люминесцентные лампы находят в ландшафтной подсветке все большее применение благодаря малой потребляемой мощности и долгому сроку службы. Практика показывает, что применять КЛЛ в установках ландшафтного освещения можно и нужно). Снижение световой отдачи зимой более чем компенсируется отражающей способностью снега, а спектр люминесцентных ламп отлично подчеркивает зелень.
Световые приборы. Диапазон ОП, применяемых в установках ландшафтного освещения, очень широк; остановимся на некоторых примечательных моментах.
Привычные в городе "Ретро-фонари", в частных усадьбах должны применяться с большой осторожностью. Причина - они создают повышенный слепящий эффект. Применяющиеся в городских паркахвенчающие светильники на высоких опорах могут оказаться слишком большими, а уменьшение высоты дает резкое приближение блеского источника к глазам наблюдателя. Даже при применении матовых рассеивателеи светильник остается самым ярким объектом в поле зрения, что может свести на нет любые усилия по формированию световой композиции. Поэтому "ретро-фонари" можно рекомендовать к применению только в партерной части усадьбы, когда их использование диктуется архитектурным стилем построек и регулярного сада, при этом необходимо выравнивать контрастосвещением поверхностей и применять в фонарях как можно менее мощные лампы.
Светильники отраженного света (indirect lighting) (рис. 11) вошли в моду в последние несколько лет и сейчас, пожалуй, все серьезные фирмы внесли их в свои каталоги. Конструкция светильников обеспечивает отсутствие ослепления и равномерное освещение больших территорий, а применяются в них современные металлогалогенных ламп с улучшенной цветопередачей и длительным сроком службы, что упрощает обслуживание. Для парков и рекреационных зон такие светильники - просто отличный выбор. Применение "индиректов" на высоких опорах очень эффективно, а применяемое в некоторых моделях размещение источника света в нижней части опоры ("транспортирует" свет наверх полый световод) превращает замену лампы в легкую процедуру.
Для "задних аллей" частных садов большая часть светильников отраженного света "тяжеловата", но они идеальны для партерной части, дляосвещения подъездных путей, спортивных и детских площадок.
Для подсветки дорожек удобно применять светильники (очень широко распространенные в Америке), которые, кстати, так и называются - "pathlights". Эти консольные светильники довольно редко используются у нас, хотя их характеристики идеальны для освещения тропинок. Лампа в таком светильнике светит строго вниз (косинусная КСС) и поэтому слепящий эффект отсутствует. Для маленьких тропинок совсем крошечныесветильники, использующие галогенную лампу MR-11, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильниках размером побольше обычно используются компактные люминесцентные лампы (рис. 12).
Особенности кабельной сети и электромонтажа системы освещения. Как правило, питание системы ландшафтного освещения осуществляется комбинированным способом напряжением 220 и 12 В. При этом основная разводка осуществляется вдоль дорожек (220 В). Напряжение 12 В используется для питания отдельных групп ОП для освещения растений или подводной подсветки. Для питания каждой из групп непосредственно в грунте устанавливается понижающий трансформатор с высокой степенью защиты (IP68).
Практика показала, что лучшим выбором для систем ландшафтного освещения является применение бронированного кабеля ВБбШв или кабеля NYM в трубах ПНД. Выбор кабеля диктуется прежде всего требованиями к механической прочности и защите от грызунов.
Для монтажа консольных и венчающих светильников были разработаны закладные элементы из оцинкованной стали, устанавливаемые на глубину 1,20 м. Кабель для сетей напряжением 220 В укладывается в траншее глубиной 70 см.
Как правило, в состав любой системы ландшафтного освещения входит несколько линий (функциональное освещение дорожек, архитектурная подсветка, декоративная подсветка различных объектов, пе-риметральное охранное освещение и т.д.), каждая из которых может включаться самостоятельно или с применением средств автоматики (таймеры, сумеречные датчики, датчики движения и т.д.). Выделение линий в системе - очень ответственная задача, которая должна согласовываться с заказчиком на ранних стадиях проектирования.
Очевидным преимуществом светодиодов является срок службы, сравнимый с жизненным циклом всей системы наружного освещения. В сочетании со сверхминиатюрностью и "встроенной" оптикой и различным светораспределением это может совершенно изменить облик ландшафтного освещения в ближайшие годы. Везде, где не требуются большие световые потоки, освещение светодиодами уже сегодня начинает вытеснять традиционное.
Очень важно, что проектирование ОП на базе светодиодов может выполняться разработчиком конкретной системы ландшафтного освещения, для нужд конкретного объекта. При этом не требуется разработка эффективных теплоотводов, сложных отражателей, прочных корпусов и т.д. Часто можно использовать общедоступные строительные и электромонтажные материалы: короба, распаячные коробки, муфты, сальники и т.д. Причина эффективности такого "кустарного" подхода две. Во-первых, это позволяет бороться с "произволом" производителей ОП, упорно не желающих разрабатывать миниатюрные светодиодные светильники(многие просто заменили галогенные лампы на светодиоды и увеличили цену; зачастую используются корпуса, размеры которых многократно превышают необходимые). Во-вторых, это возможность разработки ОП с требуемыми характеристиками.
Альтернативным подходом является применение светодиодных "прямых заменителей" (direct replacement) галогенных ламп MR-11, MR-16.
Светодиоды - идеальный инструмент для создания "световых маркеров". Они излучают достаточное количество света для "обозначения" дорожек, показывая направление движения и создавая дополнительный декоративный эффект. Маркирование вспомогательных дорожек может быть встроенным, при этом зимой дорожка может быть покрыта снегом и не использоваться. "Световые маркеры" удобно использовать также для ступенек лестниц, перепадов высот, террас, дощатых пирсов и т. д.
Иногда необходимость в корпусе светильника вообще отпадает: его функции выполняют, например, элементы мощения или фасада здания. В этом случае создается "распределенный" ОП: светодиодные ИС с необходимыми вспомогательными компонентами встраиваются непосредственно в дерево, бетон и т. д.
За последние год-два появились первые успешные инсталляции светодиодов в архитектурном освещении городов Европы и США, делаются первые попытки их применения в Москве. Даже в городском освещении применение светодиодов эффективно [2]; нет сомнений, что для частных домов в ближайшие годы этот вид подсветки станет доминирующим.
Светодиоды позволяют кардинально изменить управляемость системы освещения по такому важному параметру, как цвет. Так, для фасадной подсветки можно с высокой точностью подобрать цвет каждого элемента путем выбора количества и режимов работы светодиодов базовых цветов. При этом для каждого из элементов проектируется ОП с заданным цветом. Такой прием позволяет простыми средствами создать многоцветную картину, специально разработанную для раскрытия архитектурного образа здания. Альтернативные методы не выдерживают конкуренции: скажем, цветные металлогалогенные лампы являются гораздо более грубым инструментом.
Та же идея может найти свое применение для подводной подсветки. Так, в одном из ландшафтных проектов для подсветки ручья длиной 90 м применяется 220 светодиодных подводных светильников, в каждом из которых установлено по 15 светодиодов красного, зеленого и синего цветов. Режимы работы светодиодов подобраны так, чтобы получились светильники 20 фиксированных цветов. Исток ручья освещается бело-голубым светом, который постепенно теплеет, становится зеленоватым и разрешается при впадении ручья в водоем в желто-оранжевой гамме.
В настоящее время мы наблюдаем взрыв интереса к цветодинамическим осветительным установкам на основе светодиодов. Вландшафтном освещении частных усадеб такие установки могут найти широкое применение. Например, на одном из объектовархитектурное освещение жилого дома было выполнено с помощью 33 светильников Disano с двумя КЛЛ мощностью 18 Вт каждая, встроенных в стену. Лампы создавали слепящий эффект и зрительный дискомфорт. Светильники были доработаны путем замены ламп на светодиодные ОП. Находящийся перед входом в дом фонтан включен в цветодинамическую установку: струя фонтана подсвечивается с помощью оптоволоконного световода, присоединенного к такому же светодиодному источнику.
Наряду со светодиодами, гибкие оптоволоконные световоды являются неотъемлемой частью инструментария дизайнераландшафтного освещения.
Часто нужно получить светящиеся точки очень малых размеров и малой яркости, например, для декоративного освещения цветников, в которых применяется мраморная крошка и озерная галька, а также для создания "звездного неба под ногами". В декоративных приложениях "звездное небо" в интерьере такой эффект достигается с помощью оптоволоконных нитей, присоединенных к галогенному или металлогалогенному проектору, расположенному над подвесным потолком. В ландшафте применение такой схемы непрактично, так как существует проблема размещения проектора. С появлением светодиодов создавать подобные решения стало гораздо легче. На одном из объектов была создана звездная дорожка длиной 200 м, содержащая 4100 точек. В качестве источников света используются 410сверхярких светодиодов, каждый из которых "работает" на 19 оптических волокон диаметром 1 мм, создавая по 10 "звезд" разной яркости. Светодиодные иллюминаторы, понижающие трансформаторы и вся оптоволоконная разводка выполнена под землей.
Световоды торцевого свечения могут успешно применяться для освещения фасадов, если применение громоздких ОП нежелательно или существуют жесткие требования к пожарной безопасности. Распространен прием использования оптоволоконных световодов торцевого свечения для линейного "оконтуривания" зданий. При этом концы световодов выводятся через равные расстояния в короб ("трек"), который монтируется под крышей здания. Доработанный трек представляет собой оптоволоконный "аналог" ОП для линейной люминесцентной лампы, с возможностью управления цветом. Недостаток такого метода - необходимость служебных помещений или отсеков для установки проекторов.
Оптоволоконная подсветка бассейнов - пожалуй, наиболее эффектный и безопасный способ освещения водоемов такого типа.
Применение оптоволокна позволяет создавать "нетрадиционную" подсветку скульптур, беседок, пергол, садовой мебели и других элементов ландшафта. При этом при создании того или иного элемента автор должен самостоятельно или совместно со светодизайнером разработать идею "ночного видения своего произведения и затем в процессе производства учесть возможность встраивания компонентов, реализующих эту идею.
Строительство и монтаж
Заниматься освещением лучше всего в начале ландшафтных работ, хотя в принципе это можно делать в любом, даже старом саду. Если задаться вопросом, какова в среднем цена освещения за одну сотку, то ответить на него очень сложно. В первую очередь, она зависит от типа светильников (от простейших из пластмассы до самых вычурных из алюминиевого сплава). Отметим, что стоимость фонарей может достигать до 80% всех расходов. Все остальное -- строительные и электромонтажные работы (рытье траншей, бетонирование, прокладка и разводка кабеля и пр.), кабель, трубы, другие материалы и пр. -- "потянет" в этом случае где-то на 20%. Бывают проекты на 15--20 линий, включающие все мыслимые варианты: есть красивая ваза -- ее надо осветить, любимое дерево хозяина тоже нуждается в подсветке и т.д. В большинстве случаев проекты намного проще. На небольшом участке 15--20 соток достаточно от пяти до десяти линий. Да и длина их не может быть большой, и все дорожки не обязательно подсвечивать полностью. К тому же в одной траншее лежит несколько кабелей, расходящихся в стороны, что тоже удешевляет работы. Все светильники на одной линии обычно горят одновременно, но благодаря нескольким выключателям они могут работать и группами. При изощренных замыслах стоимость оснащения участка современной системой освещения колеблется (не пугайтесь!) от 300 до 1500 $/сотка.
Часто на желаемый вариант имеющейся мощности не хватает, "ее сжирают" плиты, стиральные машины и другие приборы. Единственный выход из положения - энергосберегающие лампы. Если обойтись без особых ухищрений, для участка в 30 соток потребуется максимум 5--7 кВт. Исходя из этих данных можно подсчитать плату за электроэнергию, включая автономную линию розеток наружной установки, например, для радиоприемника, электрогриля на площадке для барбекю или газонокосилки.
По способу установки светильники бывают:
I боковые (настенные), предназначенные для освещения фасадов зданий и интерьеров. Рассеиватель направлен либо вниз, либо вверх. Бра крепятся к стене так. Вначале двумя саморезами фиксируется пластиковый стакан-держатель, а к нему двумя гайками крепится фонарь;
II подвесные монтируются к потолку, как обычные люстры; они подходят для беседок, крыльца дома и т.д.;
III светильники, устанавливаемые на фундамент, имеют особую конструкцию -- столб длиной от 0,5 до 2,5 м и нижнюю опорную часть; они используются для парков и садов. В комплект поставки фонарей, указанных последними, обязательно должен входить специальный крепежный элемент, состоящий из трех или четырех длинных болтов с загнутыми внизу концами, соединенными между собой металлическим трафаретом. Этот элемент заливается раствором и служит универсальным основанием, благодаря которому монтаж-демонтаж светильника занимает несколько минут, так как надо всего лишь завернуть-отвернуть три-четыре гайки. Особое место занимает светильник "пушкинский". На опорной конструкции высотой 2,5 м, изготовленной из высококачественного металла черного цвета, установлены фонари с матовыми стеклами -- три сбоку и один сверху. Стоимость светильника около $250. В качестве примера в таблицах приведены расценки одной московской фирмы на строительно-монтажные и электромонтажные работы.
Светильники
По назначению светильники делятся на садово-парковые, подводные, встраиваемые, газонные, низковольтные, банные (с высоким уровнем защиты), переносные и т.д. Их дизайн соответствует трем стилям: классике, модерну и хай-тэку. Они различаются цветом, размером, формой, типом стекла, материалами. Стоимость светильника зависит от размера, покрытия, степени защиты (должна обязательно указываться в описании или на патроне) и фирмы-производителя. Нижний предел составляет $8--10, средняя цена классического бра $28--52, основная масса импортных фонарей стоит от $100--300 до нескольких тысяч долларов. Нет нужды искать светильники с максимальным уровнем защиты, достаточно соблюдать элементарные требования эксплуатации и техники безопасности. Например, не поливать включенный фонарь сильной струей воды снизу, а на работу при дожде, снеге и тумане они рассчитаны.
Абсолютное большинство светильников поступает из Европы. Качественную продукцию поставляют компании Prisma, Augenti Francesco, Pelucchi (Италия), Maxime Pradier, Niba (Франция), Noral (Норвегия), Faeber (Великобритания) и страны Средней Азии. Российские производители пока не могут конкурировать с зарубежными по ассортименту, хотя предлагают неплохие по качеству недорогие изделия из металла и стекла. Наиболее популярны среди покупателей фонари из легкого алюминиевого сплава со стеклянным плафоном. Если плафон пластиковый, то лампа не должна быть мощнее 75 Вт. Для светильников подходят самые простые и дешевые лампы накаливания, но в настоящее время вне конкуренции энергосберегающие, наполненные инертным газом: при 7--13 Вт они дают освещенность как 75--100-ваттные обычные, а работают гораздо дольше. Они соответствуют стандартному патрону Е27 и свободно продаются. Специалисты советуют пользоваться энергосберегающими лампами. Хотя они несколько дороже, зато долговечнее, их надо реже менять, меньше сечение кабеля и расход энергии. Также используются галогенные (правда, они часто выходят из строя - запас по падению напряжения у них всего 5%).
Васюгин Е.С.
Литература
1. J. L. Moyer «The Landscape Lighting Book» 1992 r.
2. Айзенберг Ю.Б., Рожкова Н.В., Федю-кина Г.В. «Наиболее перспективные области применения светильников на светодио-дах в архитектурно-художественном освещении», ВНИСИ.
3. R. Whitehead. «The art of outdoor lighting».
4. «Справочная книга по светотехнике» под ред. Айзенберга Ю.Б. Раздел «Наружное освещение».
5. Щепетков Н.И. «Искусство освещения городского ландшафта» «Архитектура и строительство Москвы» 2001 г. № 2--3.
6. Борисов К. «Волоконная оптика: конструктор света», «Иллюминатор», 2002